
Начало обучения
Сентябрь
Продолжительность
3 года
Стоимость обучения
240 000 руб. в год
Программа рассчитана на широкий круг людей, интересующихся живописью.
Предлагаемый курс дает фундаментальные знания по основным разделам мировой истории искусства и знакомит слушателя с началами формального анализа произведения искусства.
В процессе освоения Программы учащиеся овладевают материалами, техниками и технологиями изобразительного искусства, учатся выявлять технические и художественные особенности произведений в рамках конкретной эпохи или стиля и учатся анализу образного языка произведений в контексте формообразующих принципов: канон, иконография, художественный стиль.
Программа создана для слушателей с высшим или средне-специальным профильным образованием и рассчитана на интересующихся живописью.
Это программа для тех, кто хочет освоить новую профессию, или развить и дополнить свои навыки.
С помощью нашего курса вы сможете выйти на новый карьерный уровень.
Для обучения необходимо заключить договор на образовательные услуги на основании следующих документов:
Паспорт (страницы с персональными данными и адресом прописки)
СНИЛС
Диплом об образовании (высшее или средне-специальное образование)
Номер телефона
Программа переподготовки состоит из нескольких обучающих модулей, по окончании
каждого из них слушатель проходит аттестация.
Модули программы:
1. Стили искусства
Изучение курса «Стили искусств» позволит слушателям профессионально различать художественные особенности и исторические аспекты развития стилевых течений (ренессанс, классицизм, барокко, рококо, готика) в архитектуре, изобразительном искусстве, использовать знания в области мировой и отечественной истории искусства и материальной культуры, знанием истории создания и художественных особенностей выдающихся произведений мировой и отечественной архитектуры, живописи, графики, скульптуры, процессов формирования и развития основных течений в области искусства.
2. Академический рисунок и живопись
Программа курса продвигается от простых форм к сложным многофигурным натюрмортам и далее к рисованию фигуры человека.
1. Геометрические тела (куб, шар, цилиндр);
2. Натюрморт из геометрических тел;
3. Гипсовая ваза;
4. Гипсовый орнамент;
5. Натюрморт из бытовых предметов;
6. Драпировка;
7. Обрубовка;
8. Гипсовая голова.
9. Натюрморт тематический;
10. Части лица;
11. Обрубовка;
12. Гипсовая голова;
13. Череп человека;
14. Голова человека в 2 ракурсах;
15. Портрет человека (мягкий материал);
16. Портрет (карандаш);
17. Задания курса живописи
18. Тематический натюрморт;
19. Гризайль (гипсовая голова);
20. Этюды головы человека (натура);
21. Портрет (натура);
22. Фигура человека в костюме
23. Обнаженная модель
3. Перспектива
Что такое перспектива? Какая бывает перспектива. Особенности зрительного восприятия пространства.
- Виды перспективы. Особенности построения. Проецирование
- Перспектива точки. Перспектива линии. Виды линий
- Способы задания и определения элементов картины. Горизонт. Выбор главной точки картины.
Дистанционное расстояние. Поле зрения.
- Изображение в перспективе окружности и предметов округлой формы
- Перспективный масштаб
- Построение теней от различных источников освещения.
- Применение изученного материала в практической работе.
4. Теория цвета
Семестр 1:
- Природа цвета, морфологические характеристики.
- Цвет и тон как средства для создания выразительного образа.
- Ахроматика, символические и феноменологические характеристики ахроматических цветов.
- Тон, нюансы, контрасты и их применение для выражения объёма и плоскости в работе.
- Светлота, насыщенность и управление цветом (выразительное окружение).
- Цветовой круг Иттена: принципы работы. Другие схемы работы с цветом.
- Гармонизации цвета по кругу Иттена.
- Символические и феноменологические характеристики хроматических цветов.
- Контрасты светлых и темных, теплых и холодных хроматических цветов, симультанный
контраст.
- Отношения\соседство цветов
- Синестезия, абстрактный образ (образы эмоций, образы запахов, впечатлений).
Семестр 2:
- Технические способы работы с цветом в живописи (прямое смешение, оптическое смешение,
послойное смешение, проникновение цвета).
- Цвет в искусстве и времени. Стилизации.
- Количественные отношения в живописи.
- Свет, тень и смысловое значение образа.
- Творческое осмысление образа (цветовое и композиционное решение без срисовывания и копирования) с референса, с натуры.
- Применение изученного материала в процессе работы над картиной и на примерах работ известных художников.
5. Пластическая анатомия
В процессе прохождения курса слушатели исследуют строения и расположения органов, определяющих внешние формы тела человека: скелет, мышцы, суставы, детали лица, движения и пропорции. Исследуют формы трёхмерных объёмов, их структуры и пластики, характера
пересечений в пространстве, сформируют умения посредством графического изображения формы
передавать эмоцию и чувство, ознакомятся с традиционными и современными рисовальными
техниками.
6. Основы композиции
Задачи композиции в живописи. Пластический язык\ визуальный язык живописи.
- Композиция и визуальный образ. Схема и методы создания выразительного образа.
- Графические средства (точка, линия, пятно, текстуры, фактуры, мазки, касания) и абстрактное
мышление.
- Открытая и закрытая композиция, точка зрения, пропорции и образ, который они выражают.
- Законы гармонии и их применение на практике.
- Способы создания композиционного центра. Паузы, пустота.
- Нюансы, контрасты и образ, который они выражают.
- Статика, динамика и образ, который они выражают.
- Ритмы и абстрактное мышление.
- Хаос, симметрия, асимметрия и образ, который они выражают.
7. Копирование произведений темперной монументальной живописи
В процессе изучения определяется техника темперной живописи и способы её воспроизведения в
материале. Определяется методика фрагментарного копирования, снятие кальки, подготовка
основания, разработка колеров. Копия выполняется в технике оригинала или с максимальным
приближением к ней. При этом одновременно изучается иконография и характерные приёмы и
технические особенности исполнения.
Перед выполнением каждое задание предваряется беседой с показом образцов и аналогов на
фотографиях и в альбомах. Проводится знакомство с материалами, основаниями, сообщаются
сведения о физико-химических свойствах и последовательном применении их в технике
живописи. Проводятся упражнения в подготовке основания, снятии калек с образцов живописи,
выполняются обмеры и картоны для выполнения копии в заданном масштабе.
8. Копирование произведений масляной монументальной живописи
В процессе изучения определяется техника масляной живописи и способы её воспроизведения в
материале. Определяется методика фрагментарного трехстадийного копирования, снятие кальки,
подготовка основания, разработка колеров. Копия выполняется в технике оригинала или с
максимальным приближением к ней. При этом одновременно изучаются характерные приёмы и
технические особенности исполнения.
Перед выполнением каждое задание предваряется беседой с показом образцов и аналогов на
фотографиях и в альбомах. Проводится знакомство с материалами, основаниями, сообщаются
сведения о физико-химических свойствах и последовательном применении их в технике
живописи. Проводятся упражнения в подготовке основания, снятии калек с образцов живописи,
выполняются обмеры и картоны для выполнения копии в заданном масштабе.
9. Академическая скульптура
Обучающиеся учатся создавать объемные изображения, правильно компоновать изображения;
видеть предмет в объёме; анализировать, сопоставлять отдельные части, соединяя их в
гармоничное целое (этому посвящена программа обучения круглой скульптуры); композиционно
размещать рельеф на плоскости, используя поиск основных пропорций, пластики, направления
осевых линий, конструкции объемов, поиск характера.
10. Техники и технологии монументальной живописи:
(1) Мозаика в технике смальта
В рамках Дисциплины предусмотрен ряд последовательных заданий во всех перечисленных
техниках от простого к сложному. Данные задания позволяют поэтапно научить слушателям как
технике исполнения так и основным композиционным схемам применявшимся на различных
этапах истории монументального искусства.
Перед выполнением каждое задание предваряется беседой с показом образцов и аналогов на
фотографиях и в альбомах. Проводится знакомство с материалами, основаниями, сообщаются
сведения о физико-химических свойствах и последовательном применении их в технике мозаика.
Выполнение данной программы осуществляется во взаимосвязи с другими, наиболее близкими
предметами специального цикла - с курсами академической живописи и рисунка.
Освоение материалов данных дисциплин достигается выполнением практических заданий
мозаичных работ в технике смальта, в соответствии с учебной программой.
(2) Витраж в технике Тиффани
Дисциплина основывается на постоянной и методической копийной практике, позволяющей за
короткий срок освоить максимальное количество профессиональных приёмов и получить
необходимые для практической работы навыки.
В рамках Дисциплины предусмотрен ряд последовательных заданий от простого к сложному.
Данные задания позволяют поэтапно научить слушателям как технике исполнения, так и
основным композиционным схемам, применявшимся на различных этапах истории
монументального искусства.
Перед выполнением каждое задание предваряется беседой с показом образцов и аналогов на
фотографиях и в альбомах. Проводится знакомство с материалами, основаниями, сообщаются
сведения о физико-химических свойствах и последовательном применении их в технике мозаика.
Выполнение данной программы осуществляется во взаимосвязи с другими, наиболее близкими
предметами специального цикла - с курсами академической живописи и рисунка.
Освоение материалов данных дисциплин достигается выполнением практических заданий
Витражных работ в технике Тиффани, в соответствии с учебной программой.
(3) Левкас/Иконопись
Дисциплина по выбору «Левкас» рассчитана на подготовку слушателей овладения техникой
монументально-декоративной живописи с использованием левкаса.
В рамках Дисциплины по выбору предусмотрен ряд последовательных заданий во всех
перечисленных техниках от простого к сложному. Данные задания позволяют поэтапно научить
слушателям технике исполнения.
Перед выполнением каждое задание предваряется беседой с показом образцов и аналогов на
фотографиях и в альбомах. Проводится знакомство с материалами, основаниями, сообщаются
сведения о физико-химических свойствах и последовательном применении их в технике
живописи.
Перед началом практических занятий со слушателями проводится лекция, раскрывающая
содержание программы, а также включающая обзор материалов и инструментов, необходимых на
занятиях.
Дисциплина «Иконопись» рассчитана на освоение слушателями теоретических основ и
приобретение практических умений и навыков в иконописи.
Задания основываются на постоянной и методической копийной практике, позволяющей за
короткий срок освоить максимальное количество профессиональных приёмов и получить
необходимые для практической работы навыки.
В рамках дисциплины «Иконопись» предусмотрен ряд последовательных заданий во всех
перечисленных техниках от простого к сложному. Данные задания позволяют поэтапно научить
слушателям как технике исполнения, так и основным композиционным схемам, применявшимся
на различных этапах истории иконописи.
(4) Декоративная живопись
В рамках дисциплины слушатели научатся понимать пространство листа. Основной упор в
обучении делается на поиски композиционного решения в декоративной живописи. В рамках
сложных многоуровневых постановок будут решаться задачи трансформации формы, вестись
работа с тоном и цветом. Курс рассчитан на два учебных семестра. Первый семестр обучения
начинается с ахроматических композиций, рассматриваемых на постановках неглубокого
пространства. Далее будет вводится хроматический цвет по цветовым моделям. Во втором
семестре пространство постановок будет увеличено, добавлена декоративность драпировок,
предметов, растительных форм.
15. Короткий рисунок с живой натуры
Слушатели овладеют мастерством передачи живой натуры средствами краткой фиксации
отдельных наблюдений (характер пропорций, движение, характер цветовых отношений, гармония
колорита пр.), в результате чего у него сформируются умение гармоничного видения, целостного
восприятия формы и содержания натуры, умение быстро определять признаки и свойства объекта,
осмысливать их отношения и бегло изображать в различных материалах.
На каждое занятие предоставляется обнаженная модель. Через короткие промежутки времени 5-7
минут модель меняет позу. Занятие заканчивается просмотром и обсуждением педагогом
выполненных работ.
16. Авторское право
В рамках программы «Авторское право» слушатели сформируют понимание о значении, роли
и месте авторских и смежных прав в области искусства и дизайн.
Слушатели научатся идентифицировать объекты авторских и смежных прав и определять
границы их правовой охраны, познакомятся с требованиями закона к использованию
охраняемых произведений
17. Практика (пленэр)
Программа практики предусматривает активную самостоятельную работу слушателей по
живописи и рисунку на пленэре, не только в период проведения практики, но и в течение всего
учебного года. Возможны дополнительные варианты заданий для разных погодных условий. Во
время прохождения практики обучающиеся закрепляют и развивают навыки живописной и
графической техник, композиционного решения задания, полученные на аудиторных занятиях,
выполняя на пленэре этюды и зарисовки с натуры. Руководитель практики оказывает
организационную помощь и проводит консультации при выполнении программы практики.
Криволапов Андрей Николаевич - Ст. преподаватель, член МСХ (1904) скульптурная секция, член РСХ (декоративная секция); Манин Юрий Аркадьевич — доцент, Орловский Петр Андреевич — старший преподаватель; Орловский Николай Петрович – доцент, кандидат искусствоведения, член МОСХ России, Союза художников Москвы; Есипов Сергей Владимирович – преподаватель; Акилов Илья Валерьевич – старший преподаватель, Член ТСХР, награжден Бронзовой и Серебряной медалями ТСХР; Акилов Никита Валерьевич – старший преподаватель, Член ТСХР, награжден Бронзовой и Серебряной медалями ТСХР; Рыжкин Александр Николаевич – профессор, доцент, член правления МОСХ России, председатель молодежной секции; Желондиевская Лариса Владиславовна – директор института дополнительного образования, профессор, к.п.н., руководитель секции ТСХР «Художественное образование»; Черапкина Елена Николаевна – профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, ученый секретарь кафедры, член Московского союза художников; Докучаева Елена Евгеньевна – доцент, кандидат искусствоведения; Хохлов Владимир Владимирович – старший преподаватель; Чуканова Елена Сергеевна – доцент; Гавриленко Марина Саввична – доцент; Бобровницкая Елена Игоревна – преподаватель; Ревазова Ирина Викторовна – преподаватель; Пермякова Екатерина Валентиновна – преподаватель, член ТСХР; Летучева Виктория Борисовна – преподаватель; Марков Константин Владимирович – к.юр.н., доцент, вице-президент ТСХР, почетный академик РАХ